Безусловно, итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит конечный результат.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: лингвистическую; языковую; коммуникативную.
КИМы собеседования проверяют коммуникативную компетенцию учащихся: выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации, умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге.
О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм: орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических. При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи: повествованием, описанием, рассуждением.
Для подготовки к собеседованию используем специальные пособия:
ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2020.
Егораева Г.Т. ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование для выпускников основной школы: – Москва: «Экзамен», 2020. Следует отметить, что тексты для чтения и пересказа в пособиях - это тексты публицистического стиля об известных людях России и их достижениях, например, о художнике В.М. Васнецове или хоккеист В.А. Третьяке.
Работа по подготовке к итоговому устному собеседованию ведется системно, начиная с 8-го класса и до выпускного класса.
Предлагаю вашему вниманию отрывок такой работы в паре, проведенной в 9-м классе. Время, естественно, немного сокращено, но в целом понятно, как строится эта работа. Дети предварительно в течение 2-х минут ознакомились с текстом. Далее очень важен момент неожиданности, спонтанности. Например, в начале урока девятиклассники получают распечатанный текст, им даётся время на подготовку, а затем отвечает один ученик. При этом все школьники прочитают текст. Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на собеседовании чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.
Работа по подготовке к устному собеседованию проводится и на уроках русского языка, и на уроках литературы. На занятиях учащиеся получают задания по типу ОГЭ: чтение и пересказ текста, участие в условном диалоге, описание фотографии, использование цитирования.
Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные контрольные работы в формате ОГЭ. В начале 3-й четверти планируем провести также и пробное устное собеседование, чтобы увидеть не только положительное моменты в работе, но и недостатки.
Безусловно, подготовка к итоговому собеседованию не должна ограничиваться только уроками русского языка и литературы. Навыки выразительного чтения вслух, пересказа, монологической и диалогической речи необходимо активно тренировать и на всех других уроках. Не случайно итоговое собеседование по русскому языку считается допуском ко всей государственной аттестации девятиклассника. Для успешного проведения устного собеседования также нужно проводить работу и с учителями, ведущими диалог с девятиклассниками. Главная задача учителя, который ведёт диалог, – любым способом разговорить ученика, заставить его говорить. Учитель, владея культурой порождения речи, должен приобщать к ней ученика. Педагоги должны владеть коммуникативно-речевой стратегией, помогающей человеку (в частности ученику) не теряться в ситуации непосредственного общения, например, в ситуации исполнения устной урочной или экзаменационной речи и создавать ситуативно уместные, достаточно спонтанные речевые устные высказывания, которые требуются по условиям определённого учебного задания.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим хороший результат.
Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке к ОГЭ и к успешной сдаче экзамена. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»
Безусловно, итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит конечный результат.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: лингвистическую; языковую; коммуникативную.
КИМы собеседования проверяют коммуникативную компетенцию учащихся: выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации, умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге.
О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм: орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических. При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи: повествованием, описанием, рассуждением.
Для подготовки к собеседованию используем специальные пособия:
ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2020.
Егораева Г.Т. ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование для выпускников основной школы: – Москва: «Экзамен», 2020. Следует отметить, что тексты для чтения и пересказа в пособиях - это тексты публицистического стиля об известных людях России и их достижениях, например, о художнике В.М. Васнецове или хоккеист В.А. Третьяке.
Работа по подготовке к итоговому устному собеседованию ведется системно, начиная с 8-го класса и до выпускного класса.
Предлагаю вашему вниманию отрывок такой работы в паре, проведенной в 9-м классе. Время, естественно, немного сокращено, но в целом понятно, как строится эта работа. Дети предварительно в течение 2-х минут ознакомились с текстом. Далее очень важен момент неожиданности, спонтанности. Например, в начале урока девятиклассники получают распечатанный текст, им даётся время на подготовку, а затем отвечает один ученик. При этом все школьники прочитают текст. Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на собеседовании чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.
Работа по подготовке к устному собеседованию проводится и на уроках русского языка, и на уроках литературы. На занятиях учащиеся получают задания по типу ОГЭ: чтение и пересказ текста, участие в условном диалоге, описание фотографии, использование цитирования.
Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные контрольные работы в формате ОГЭ. В начале 3-й четверти планируем провести также и пробное устное собеседование, чтобы увидеть не только положительное моменты в работе, но и недостатки.
Безусловно, подготовка к итоговому собеседованию не должна ограничиваться только уроками русского языка и литературы. Навыки выразительного чтения вслух, пересказа, монологической и диалогической речи необходимо активно тренировать и на всех других уроках. Не случайно итоговое собеседование по русскому языку считается допуском ко всей государственной аттестации девятиклассника. Для успешного проведения устного собеседования также нужно проводить работу и с учителями, ведущими диалог с девятиклассниками. Главная задача учителя, который ведёт диалог, – любым способом разговорить ученика, заставить его говорить. Учитель, владея культурой порождения речи, должен приобщать к ней ученика. Педагоги должны владеть коммуникативно-речевой стратегией, помогающей человеку (в частности ученику) не теряться в ситуации непосредственного общения, например, в ситуации исполнения устной урочной или экзаменационной речи и создавать ситуативно уместные, достаточно спонтанные речевые устные высказывания, которые требуются по условиям определённого учебного задания.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим хороший результат.
Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке к ОГЭ и к успешной сдаче экзамена. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»
|