1. Теоретическое изучение языка и формирование практических речевых навыков должно быть сбалансировано с учетом состава обучающихся и опираться на разные методические подходы.
2. Освоение школьной дисциплины «Русский язык» должно предусматривать:
- усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения;
- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи.
3. Должны быть заново продуманы как внутрипредметные, так и межпреметные связи русского языка с другими предметами, прежде всего с курсами иностранного языка (например, такой связующей областью может быть практика перевода) и литературы (например, при изучении литературных произведений разных эпох желательно обсуждать и комментировать исторические изменения русского языка).
4. При изучении русского языка необходимо использовать всё разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов. Корпус текстов должен формироваться с учетом возрастных, гендерных, этнокультурных особенностей восприятия школьников.
5. Необходимо формировать культуру использования информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая бумажные словари, электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода, транскрибирования). Навыки такого рода следует развивать на всех этапах образования (при изучении русского языка и других предметов).
6. Итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ) должна включать контроль за уровнем владения не только письменной, но и устной речью, что требует разработки на основе современных отечественных и зарубежных методик критериев оценки говорения как речевой способности.
7. Наряду с учебниками и учебными пособиями при изучении русского языка необходимо использовать интерактивные программы, направленные на развитие навыков устной и письменной речи, пополнения словарного запаса, перифразирования, редактирования и саморедактирования и т. п.
8. Необходимо создать единую государственную систему обучения русск8ому языку как неродному, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углубленным изучением родных языков и литератур.
9. Необходимо создать, апробировать и внедрить в практику работы образовательных организаций модель билингвального образования, включающую содержательные компоненты (предметный компонент; языковой компонент; межкультурный компонент); организационно-методические компоненты (наличие примерной общеобразовательной программы по русскому языку, учитывающей специфику его преподавания как неродного языка; наличие программ дополнительного образования, обеспечивающих реализацию потенциала русского и родного языков и литературы в воспитании гармоничной билингвальной личности; наличие государственного профессионального стандарта преподавателя русского языка как неродного; введение образовательного модуля в систему педагогического образования, обеспечивающего готовность любого учителя к реализации профессиональной деятельности в условиях многоязычной среды; реализация системы повышения квалификации педагогических работников в области методики преподавания русского языка как неродного).
10. В целях повышения качества обучения русскому языку как иностранному необходимо разработать профессиональный стандарт преподавателя русского языка как иностранного; развивать открытые электронные обучающие среды, позволяющие изучать русский язык с любого уровня владения и из любой точки земного шара, получать основное и дополнительное образование на русском языке, оказывать непрерывную профессиональную поддержку преподавателям русского языка как иностранного.
11. В настоящее время требуется актуализация организационного и научно-методического сопровождения государственного тестирования по русскому языку как иностранному с учетом современных достижений в области лингвистики и лингводидактики.